Константин Неволин, менеджер: «Человек должен совершенствовать знания великого и могучего и учить этому своих детей, а не сваливать эти обязанности только на учителей русского языка и литературы».

Ошибка, которая особенно раздражает вас в устной и письменной речи, Константин Николаевич?

– Очень раздражает, когда неправильно употребляют «тся» и «ться» в глаголах. Кто хорошо учился в школе, помнит, что мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола, которая отвечает на вопросы: что делать, что сделать? Например: «На небе начали появляться первые звёзды». Не пишется мягкий знак в формах глагола, которые отвечают на вопросы: что делает, что сделает? Например: «На небе скоро появятся первые звёзды».

Еще режет слух и глаз, когда пишут и говорят: охото, завтро, моё восьмое марто, моё день рождение, хотя правильно только так: охота, завтра, моё восьмое марта, мой день рождения.

Часто ошибаются в корне с чередующимися гласными, например: «гор-гар», «кос-кас», «лаг-лож» и другими, их целый ряд. Здесь, правописание слов нельзя проверить подбором однокоренных. Применять нужно другие правила, которые нужно учить. Это я помню еще со школы.

Как-то заметил, что слово «предыстория» написали так: «предъистория». Это же ужас просто. А как коверкают слово «будущее»! Некоторые упорно добавляют букву «ю», чтобы получилось непонятное «будующее».

Еще пример: «намажьте», «нарежьте» употребляют на письме без мягкого знака, а в слово «ключ», наоборот, вставляют мягкий знак. Порой, бывает стыдно за таких носителей русского языка, который, между прочим, для многих является родным.


Ошибка, которую вы сами постоянно делаете и пытаетесь исправить.

– Вот эти самые «тся», «ться». Сам могу ошибиться, если приходится писать что-то очень быстро. Но перед тем как употребить такой глагол на письме, обычно задаю вопросы: что делает, что сделать? Многие люди, особенно филологи, эти окончания пишут правильно автоматически, а я так не могу, поэтому вынужден задавать вопрос перед написанием.


Ваше любимое правило русского языка?

– Суффиксы «чк», «чн», которые писать нужно без мягкого знака, например: «Нянчат два сверчка жучка». Еще одно правило – это склонение имен существительных. Именительный падеж: кто, что? Родительный: кого, чего? Дательный: кому, чему? Винительный: кого, что? Творительный: кем, чем? Предложный: о ком, о чем?


Какого писателя вы считаете эталоном русской словесности?

– Эталона нет. Но очень люблю читать сибирского писателя Владимира Анисимовича Колыхалова. Он очень полно описывает то время, в котором живут его герои, мастерски передает атмосферу. У Колыхалова – своеобразный стиль: в свои произведения писатель вкладывает душу, что прекрасно чувствуется читателем. Владимир Анисимович – настоящий русский писатель.


По какому бы произведению вам было бы интересно написать диктант?

– По произведениям Максима Горького. Тексты его творений достаточно сложны, поэтому считаю, это будет настоящая проверка пунктуации и орфографии любого человека, в том числе и филолога.


Ваш главный учитель русского языка?

– Уверен, самый главный мой учитель – это книги. Когда читаю какое-либо произведение, обращаю внимание на сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

А если встречаю какое-то незнакомое слово, то обязательно останавливаюсь на нем: открываю словарь, узнаю, что оно означает. Так я узнал, что слова «наверно» и «наверное» имеют разные значения. «Наверное» – это вероятно, можно предположить. А «наверно» – это точно, определенно, несомненно.

Вот поэтому читать нужно обязательно. Раньше наша страна была самой читающей в мире, сейчас же я в этом не уверен.


Какие орфографические и стилистические оплошности вы замечали в тувинских газетах, журналах, телевизионных и радиопрограммах?

– В тувинских газетах ошибок замечаю мало, разве что не всегда раскрывают полностью тему. А вот, что касается телевидения и радио, то здесь журналисты ошибаются очень часто, что считаю недопустимым, так как их эфиры смотрит и слушает весь Кызыл, вся республика.

Сейчас я живу в поселке Шушенском Красноярского края, но родился и вырос именно в столице Тувы. Когда приезжал в последний раз в Кызыл по делам, заметил ошибку в «бегущей строке» одного из местных телеканалов. Слово «бегущая» было написано через «ш», получилось: «бегушая строка». Это элементарная невнимательность. Еще на этом же канале неправильно написали слово «агентство», без первой буквы «т».

Немало ошибок и в устной речи журналистов, например, когда говорят: «возбУ́ждено» вместо «возбужденО́». Я понимаю, если правоохранители так выражаются, это уже их профессиональный сленг. Но когда так говорят в своих сюжетах радио и телевизионные корреспонденты, это недопустимо. Ощущение, что некоторые представители средств массовой информации профессионально развиваться не хотят.

Я считаю, что на литературном русском языке людям общаться не обязательно, но элементарные нормы русского языка каждый гражданин Российской Федерации знать обязан. Человек должен совершенствовать знания великого и могучего и учить этому своих детей, а не сваливать эти обязанности только на учителей русского языка и литературы.

У меня в кызыльской школе № 1 по русскому была тройка, многие правила не учил. Потом, уже после окончания одиннадцати классов, мне стало интересно изучать язык, и я многого добился. Бывает, что в компании друзей и знакомых блесну знаниями родного языка, но многих это начинает раздражать, говорят: «Ты что, Костя, самый умный? Кого ты из себя строишь? Будь, как все».

А я не хочу быть безграмотным, хочу писать и говорить без ошибок.


Монофон – это рассказ, все слова в котором начинаются на одну букву. Составьте по этому принципу хотя бы одно предложение. Ваша буква – «О».

– Осень очаровала Ольгу ожившими облаками.


Романтично, Константин Николаевич. А как пишется и что означает слово ярыга?

– Как писать это слово догадываюсь: ярыга. А вот, что оно означает – не знаю.


Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией Кузнецова, ярыга имеет три близких друг к другу значения. В России 16-18 веков – представитель некоторых групп беднейшего населения, занимавшихся наемным физическим трудом. Низший служитель в приказах, исполнявший полицейские функции. Пьяница, беспутный человек.

Теперь ваша очередь: называйте слово, а я попытаюсь правильно написать его и объяснить, что оно значит.


Константин Николаевич дал мне слово аккомпанемент. Написал его правильно и значение знаю: аккомпанемент – это музыкальное сопровождение солирующей партии – вокальной или инструментальной. Например: «Петь под аккомпанемент рояля».

Вывод один: не только филологи могут знать и любить русский язык, и пример этому – Константин Неволин.




Фото: Константин Неволин в огороде своего дома с самой любимой буквой «С». Красноярский край, поселок Шушенское. 15 мая 2014 года. Фото Константина Неволина.




Следующая встреча в газете «Центр Азии» – с учителем русского языка и литературы школы села Сукпак Кызылскогорайона, победителем республиканского конкурса «Учитель года-2014» Анжеликой Чадамбаевной Доржу.


О русском языке беседовал Константин КУЦЕВАЛОВ, kos-85@list.ru Автор проекта, который будет продолжаться весь 2014 год, объявленный в Туве Годом русского языка, Надежда Антуфьева.
  • 4 870