Дороги, которые я не выбирал

(Продолжение. Начало в №50 от 23 декабря)


Семья наша росла. В 1935 году мама родила дочь, назвали ее Марией. Но жила она недолго. В 1936 году из Кызыла завезли страшную для таежных поселков болезнь – дизентерию.

Болели в Сейбе все, в нашей семье у всех детей было выпадение прямой кишки. Медицинских работников в поселке не было и жители лечились всем, кто что посоветует: пили разные травы, но и их плохо знали. Несколько деревенских детей умерло, среди них и Мария, похоронили ее на кладбище поселка.

17 декабря 1938 года родилась сестра Галя. В это время стояли жуткие морозы. Стал замечать, что к нам зачастили Артемий и Раиса Бухтуевы: шли разговоры о какой-то поездке на реку Хараал – в поселок золотодобытчиков.

Пётр САМОРОКОВ
  • 100
  • 6 287

Дороги, которые я не выбирал

В каждом из нас – история. Большая история родины и своя – персональная – история жизненного пути. Та, которая не находит отражения в учебниках и ученых трудах, но сохраняется в памяти человека. И эта – человеческая – история особенно интересна, потому что в ней – эпоха в деталях, подробностях, людях.

Именно этим и увлекают воспоминания Петра Саморокова, которые он подготовил специально для «Центра Азии». Долгий путь прошел автор, большая жизнь: 21 января 2012 года Петру Михайловичу исполняется 85 лет.

Путь его начался от маленькой тоджинской заимки Карагаш и повел дальше по дорогам сначала Тувинской Народной Республики, а потом – СССР.

Ямщик Хусаин Исламов и таежный участковый Леонид Бузыкаев, Герой Советского Союза Михаил Бухтуев и министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Сплавщики леса и всевозможные начальники, золотоискатели и педагоги, типографские рабочие и деятели культуры – люди, ожившие в его записках о дорогах, которые он не выбирал: по ним Петра Михайловича вела эпоха.

 

Пётр САМОРОКОВ
  • 100
  • 23 960

Нежный лев

«Зиму они узнавали по дыханию мороза, лето – по сверканию росы», – прочитал мальчик и закрыл книгу сказок.

Представил, как легендарный богатырь Кангывай-Мерген борется с великим силачом и побеждает его.

Мальчик не думал, что и сам через много лет станет таким же известным героем, на которого будут мечтать стать похожими сотни мальчишек, а некоторые из них, став его учениками, превзойдут наставника.

И так же, как в его любимой сказке, он будет бороться и в зимнюю стужу, и в летний зной, так же узнает и радость победы, и горечь поражения, как сказочный герой, будет служить своему народу и дарить радость другим.

 

Беседовала Саяна ОНДУР
  • 100
  • 31 601

Голос саксофона

Они познакомились двадцать семь лет назад: известный музыкант и деревенский мальчишка, не знающий нотной грамоты, но увлеченный музыкой. Послушав, как паренек исполняет на лимби нежную народную мелодию, пожилой человек уверенно сказал родителям: их сын обязательно станет музыкантом.

Этим мальчиком был Шолбан Куулар, ныне преподаватель детской школы искусств поселка Хову-Аксы Чеди-Хольского района. А предсказал его будущее трубач духового оркестра Тувинской народно-революционной армии, один из основателей тувинского духового и национального оркестрового исполнительства Константин Тамдын.

Беседовала Анна ЛАЧУГИНА
  • 100
  • 25 689

Невозможного нет

(Окончание. Начало в № 42 от 28 октября)

 


– Уроки дисциплины и самостоятельности, полученные во Фрунзенском хореографическом училище, помогли в другой жизни – за границей?

– Несомненно. Училище воспитало в нас целеустремленность, умение достигать своей цели. В сознание крепко вошло: если постараться, всего можно достигнуть. И с тех пор, где бы ни был, знал, что невозможного нет, смогу всего достичь, потому что это зависит только от меня.

– Аркадий, а как гражданину другого государства можно остаться жить и работать за границей?

– Надо пять лет без отрыва прожить в стране, и тогда можно получить вид на жительство. Я так и сделал, но по-прежнему остаюсь гражданином России.

Саяна ОНДУР
  • 100
  • 5 797

Невозможного нет

 Тридцать один год назад мама привезла одиннадцатилетнего сына в столицу Тувы. Привезла из далекого села Кунгуртуг, сокрытого от Кызыла горными кручами, реками, тайгой, перевалами и 490 километрами пути.

Поцеловала, дала на дорогу десять рублей, и мальчик отправился покорять большой мир. В этом мире он тысячи раз повторял среди зеркал одно и то же балетное движение, давал уроки танца в кирзовых сапогах, балансировал на проволоке.

Сегодня Аркадий Август-оол, рожденный в селе близ древней уйгурской крепости Пор-Бажын, живет и работает в столице Голландии Амстердаме. Он уверен: невозможного нет, достичь можно всего, и это зависит только от тебя самого.

Саяна ОНДУР
  • 100
  • 33 171

Руду дорогую отличать от породы пустой

(Окончание. Начало в № 39 от 7 октября)

 

Первоначально в честь двадцатилетия Советской Тувы ожидался приезд в Кызыл Первого секретаря ЦК партии Никиты Хрущёва, но, накануне праздника работавший в нашем отряде Ким Арланмай, сын министра торговли Тувинской АССР, сообщил по секрету, что тувинская делегация вернулась из Москвы, но «Дорогой» не приедет, так как находится в отпуске, а будет на празднике кто-то другой, менее важный.

Праздничные мероприятия проходили в Кызыле 10 и 11 октября.

Михаил ХУДОБЕЦ
  • 100
  • 5 002

Руду дорогую отличать от породы пустой

В 1964 году зачарованный тайнами Земли студент Томского геологоразведочного техникума Михаил Худобец проходил преддипломную практику в Тувинской комплексной геологической экспедиции, в партии Улугойская-12. Эта партия вела исследования в Тодже, в районе Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд, открытого советскими геологами еще в 1945 году.

В советское время до промышленной разработки богатейшего месторождения – цинк, свинец, медь, барий, сера, золото, серебро, кадмий, селен – дело не дошло, а в 2006 году оно было выставлено на аукцион, победителем которого стало учрежденное в Новосибирске ООО «Лунсин» – дочерняя компания китайской корпорации «Цзыцзинь Лунсин».

Михаил ХУДОБЕЦ
  • 80
  • 24 837

Всему своё время

(Окончание.  Начало в №35 от 9 сентября, №36 от 16 сентября, №37 от 23 сентября)


Фильм «Пропажа свидетеля» стал для папы трамплином на кинематографический Олимп. Посмотрев эту кинокартину, Акира Куросава, японский режиссер с мировым именем, утвердил на главную роль в фильме «Дерсу Узала» тувинского актера Максима Мунзука.

Папа, рассказывал, что Куросава, прочитав книги Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», так увлекся образом Дерсу, что просто мечтал об экранизации их и был счастлив, когда ему представилась такая возможность.

Съемки двухсерийного советско-японского фильма проходили в 1974 году в уссурийской тайге, в районе города Арсеньева, звание почетного гражданина которого Мунзуку было присвоено 23 октября 1975 года, после завершения съемок.

Первый съемочный день – 28 мая, последний кадр был отснят уже в 1975 году – 14 января

Светлана МУНЗУК
  • 100
  • 8 057

Всему своё время

(Продолжение. Начало в №35 от 9 сентября, №36 от 16 сентября)


Впечатление детства: мама и папа – настоящие волшебники, они умеют превращаться в кого угодно!

Мы, дети, были свидетелями рождения этих образов. Рождения сложного: порой в процессе репетиций между ними возникали споры, которые редко, но все-таки перерастали в ссору.

«Что же они так мучаются? Зачем?» – ответ на свой детский вопрос нашла уже взрослой – в записях папы:

«Есть правило – из любой роли, даже бессловесной, выжать максимум возможностей, любую роль играть на все сто».

Именно так они и играли.

Светлана МУНЗУК
  • 100
  • 6 490

Всему своё время

(Продолжение. Начало в №35 от 9 сентября)

Конец лета 1935 года. Максим Мунзук привез в Чадан председателя Совета Министров Сата Чурмит-Дажы. И пока тот решал важные государственные дела решил заняться не менее важным личным делом: предложить руку и сердце Кара-кыс.

Он знал, что возлюбленная совсем рядом – в местечке Бора-Холь. В республике проходила массовая кампания по ликвидации безграмотности и учащаяся Кызылской объединенной школы обучала местных жителей грамоте.

Появиться решил эффектно – не пешим, не конным, а за рулем. Но казенную машину начальника взять не рискнул, уговорил местного тракториста одолжить на вечер железного коня. Московская выучка танкиста пригодилась: легко мог сесть за руль любой техники того времени.

Светлана МУНЗУК
  • 100
  • 6 305

Всему своё время

«Жизнь невозможно остановить, а значит, и время тоже. Не зря говорят: всему свое время. Действительно так: каждый рождается в свое время и живет в свое время. Имеем ли мы право не уважать минувшее время? Имеем ли мы право судить прошлое? Имеем ли мы право не прощать ошибок? У нас нет такого права. Но есть право анализировать, делать выбор и не повторять ошибок. А главное – помнить и хранить».

Эта цитата – из записей Максима Мунзука 1994 года. Была у него такая привычка: сначала коротко фиксировать мысли на маленьких клочках, а потом по этим заметкам дальше развивать свои мысли на листах большого размера.

Помнить и хранить. Жаль, не все его записи сохранились. Но те, что остались, легли в основу этого очерка о Максиме Монгужуковиче Мунзуке – Народном артисте РСФСР и Тувинской АССР, лауреате Государственной премии Тувинской АССР, кавалере ордена Дружбы народов, исполнителе главной роли в оскароносном фильме «Дерсу Узала».

И просто – моем папе. Очень любящем и очень любимом.

Светлана МУНЗУК
  • 100
  • 26 073

Дом там, где сердце: home is where the heart is

«Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф».

Туда, в Африку, к озеру Чад, где до сих пор бродит изысканный жираф Николая Гумилева, хотела отправиться из Австралии Элизабет Гордон (Elisabeth Gordon) – изучать музыкальные традиции Нигерии.

Но оказалась на другом континенте: в России, в Туве, где нет африканских барабанов, зато есть женский хоомей, таинственность которого очаровала австралийку.

И теперь у Элизабет две семьи – австралийская и тувинская. Две мамы и два папы.

Два брата и две сестры.

И два дома. Единственное отличие: дома в Брисбене живут спаниели, а дома в Кызыле – тувинская овчарка, которая взволнованно лает, когда Элизабет играет на игиле.

Беседовала Надя АНТУФЬЕВА
  • 100
  • 25 761

Жить надо живо!

Двадцатисемилетний директор Клуба актуальной культуры Адам Текеев не понимает людей, которые жалуются на скучную жизнь, нехватку времени, сил и средств.

Неформальный молодежный лидер и сам не умеет скучать, и другим не дает: постоянно придумывает для молодежи Кызыла увлекательные занятия.

Его девиз – «Жить надо живо!»

Беседовала Виктория ЛАЧУГИНА
  • 100
  • 27 332

Получить целый мир

Как здорово! Сижу дома, слышу – собака лает. Кто там? Посылка из Тувы, из Кызыла! Книги «Люди Центра Азии», три тома!

Даже еще не читая их, ощутил огромный заряд позитивной энергии, исходящий от коробки. Запахи родины, голубое тувинское небо, степи цвета сливочного масла, парящие орлы и коршуны, неторопливое азиатское время, могучие реки – все там, в этой синей коробке.

  • 100
  • 4 033

Кайда сен

(Окончание. Начало в № 27 от 15 июля)



– Сергей, сколько гитар было в вашей жизни?

– Не так уж и много – шесть. Все – шестиструнные, наше поколение сразу с шестиструнных начинало. Шестиструнная гитара – классическая испанская, а семиструнная – классическая русская.

Первая моя гитара – школьная. Из Баку, из армии, привез классическую гитару – немецкую, на нее железные струны поставил. Я там ее взял за 65 рублей. Деньги родители высылали – выпросил, у матроса ведь какие деньги.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
  • 100
  • 5 846

Кайда сен

Есть счастливчики, родившиеся в рубашке. А он появился на свет без рубашки, но зато с гитарой.

И ему не нужна ярко оформленная сцена с подсветкой и подтанцовкой.

Ему не нужен даже микрофон. Только голос – лирический тенор, гитара и душа.

Эти песни запоминаются, потому что он поет их так, как будто с каждой проживает целую жизнь.

Одна из его песен «Кайда сен?» – «Где же ты?», звучащая на двух языках, русском и тувинском, стала народной визитной карточкой шестиструнного маэстро Сергея Сокольникова, который даже за миллион евро не согласится расстаться с гитарой и перестать петь. Потому что тогда теряется смысл его жизни.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
  • 100
  • 26 545

Не скоро сказка сказывается

(Окончание. Начало в №25 от 1 июля)



– Зоя Баировна, в фундаментальной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» вышли три тувинских тома. С чего начался этот огромный труд?

– Точнее сказать: не с чего, а с кого. С доктора филологических наук, профессора Соктоева.

В 1983 году Александр Бадмаевич переезжает из Бурятии в Новосибирск, становится организатором сектора фольклора народов Сибири, первым директором Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук. И основывает серию «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», в которой планировал шестьдесят томов.

Беседовала Саяна ОНДУР
  • 100
  • 6 620

Не скоро сказка сказывается

Она из тех, кто знает, что делать со своей жизнью и что делать в этой жизни, чтобы заполнить ее смыслом и содержанием.

Литературовед, фольклорист Зоя Самдан – не кабинетный ученый. Тридцать семь лет собирала она по всей Туве устное народное творчество – сказки и мифы.

И тувинские сказители, заговорив на родном и русском языках, присоединили свои голоса к представителям других народов в многотомной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» – огромном проекте российских ученых из разных республик, который начался в 1983 году и продолжается до сих пор.

Подарком судьбы считает она эпопею, связанную с работой над двумя томами этой серии: «Тувинские народные сказки» и «Мифы, легенды, предания тувинцев»

И уверена: этот огромный труд – не напрасен, звучащий в книгах серии разноязыкий фольклор будет актуален во все времена.

Потому что он идет от народа и возвращается к нему.

Беседовала Саяна ОНДУР
  • 100
  • 27 503

Не такая, как все

(Окончание. Начало в №21 от 3 июня, №22 от 10 июня)

– Сайнхо, если вас назовут Людмилой, вы откликнитесь?

– Наверное, нет. Я уже не реагирую на это имя. И зрители не среагируют. Если повесить афишу: Людмила Намчылак, то никто ничего не поймет.

– Почему вы выбрали своим сценическим псевдонимом именно это имя?

– Жила в Кызыле такая женщина – Сайнхо Даржаевна Доржу. Была танцовщицей, а потом, выйдя на пенсию, работала в Союзе театральных деятелей. Обаятельная, доброжелательная. Мне очень нравились и она, и сочетание звуков ее редкого имени.

И когда возникла необходимость – нужно было, чтобы звучало загадочное экзотическое имя, созвучное с тем, что делаю на сцене – выбрала именно его. Процесс привыкания к новому имени начался с 1986 года: в Краснодаре мне выдали грамоту уже на имя Сайнхо.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
  • 100
  • 6 248