Татьяна Верещагина. Это – судьба
(Окончание. Начало в № 2 от 18 января, № 3 от 25 января)
Абсолютно новым и незнакомым для меня делом стала музейная работа.
Музей в Туране, филиал Тувинского республиканского краеведческого музея имени Шестидесяти богатырей, был открыт 23 февраля 1981 года. В июне того же года я была назначена на полставки его научным сотрудником, в августе стала уже заведующей филиалом.
Конечно, в самом начале одолевали сомнения: а смогу ли, ведь образование, полученное мною в университете, было абсолютно не по этому профилю. На помощь пришел десятилетний опыт работы в народном театре, где приходилось не только ставить спектакли, но и проводить тематические вечера, писать для них сценарии, общаться с самыми разными людьми.
Татьяна ВЕРЕЩАГИНАТатьяна Верещагина. Это – судьба.
(Продолжение. Начало в № 2 от 18 января)
Наш выпуск 1966 года был двойным – в Туране, как и по всей стране, в один год одновременно выпускались десятые и одиннадцатые классы. Из-за большого наплыва абитуриентов поступить в вузы, конечно, было сложнее, чем в предыдущие годы.
Но я поступила, правда, не туда, где мечтала учиться. А мечтой был факультет журналистики в Ленинградском университете. Откуда взялась эта мысль о журналистике, до сих пор понять не могу, школьные сочинения писать никогда не любила и не умела, но вот появилась такая мечта, и все.
Татьяна ВерещагинаТатьяна Верещагина: Это – судьба
Наверное, у каждого человека наступает время, когда вдруг понимаешь, что пора остановиться
и взглянуть на пройденный маршрут, а потом, если Бог даст, идти дальше,
сколько будет позволено.
Иногда это понимание приходит не само собой, а через что-то или кого-то, более мудрого, чем ты сам. В моем случае таким мудрецом стала главный редактор газеты «Центр Азии» Надежда Антуфьева,
которая твердо сказала: «Пора, мой друг, пора!» То есть, пора браться за воспоминания о днях
прошедших, а вместе с тем и о людях, с которыми довелось вместе жить, работать или просто
случайно или неслучайно пересечься. И эти пересечения оставляли свои неизгладимые,
а иногда судьбоносные следы и впечатления.
Жизнь складывалась так, что я могла бы остаться в Иркутске или Ленинграде, все предпосылки
и условия к тому были. Но я выбрала свой город-деревню Туран. Или он выбрал меня.
Значит, это судьба.
Татьяна ВЕРЕЩАГИНААрина Лопсан. Храм чабана.
(Продолжение. Начало в №50 от 21 декабря 2011)
Образ Арины склеился в моей голове как-то сразу, задолго до нашего прибытия на ее чабанскую стоянку.
Мозг мигом заполнил недостаток информации какими-то своими представлениями и домыслами, и казалось все слаженным и понятным. Одинокая женщина, вынужденная, а мозг настаивал именно на такой формулировке, вдвоем с отцом далеко в горах пасти скот рисовалась несчастной, и оттого немолодой. Не может молодость прозябать в отшельничестве, а тяжелый неженский труд стать смыслом жизни – нашептывал мой внутренний голос.
Но другая его тональность подсказывала, что это я чувствовала бы себя несчастной, окажись вдруг сейчас на месте Арины, за пределами привычного мира бытия. Все, что я придумала – это образ меня в неизвестных, и потому страшных мне обстоятельствах.
Анастасия ВЕЩИКОВА Фото Анастасии Вещиковой и Олега Смолия.Арина Лопсан. Храм чабана
Об Арине Лопсан – женщине-чабане из Монгун-Тайгинского района Тувы, члене сельхозкооператива «Сайзырал» – «Развитие», я впервые услышала в Москве, на выставке-ярмарке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Сокровища Севера».
В этот раз, в апреле 2011 года, тувинская делегация не стала ограничиваться небольшим стендом внутри павильона ВВЦ – Всероссийского выставочного центра, ранее известного как ВДНХ – Выставка достижений народного хозяйства, а водрузила огромную юрту с традиционным внутренним убранством на его крыльце. Запахи национальных тувинских блюд, разносившиеся от экзотического жилища, собирали все больше любопытствующих посетителей выставки.
Анастасия ВЕЩИКОВА aborigen79@bk.ruТруд души
«С куклами ты в своей жизни еще наиграешься», – так говорил ее отец, Эникпен Намчыл-оолович Байкара, и дарил дочери вместо просимых ею кукол настоящих лошадей.
А однажды подарил железного коня – мощный велосипед «Урал», который был больше и тяжелее маленькой, худенькой, но настырной и озорной девчушки.
Надя покорила и коня, и велосипед. И с ветром, свистящим в ушах, катала на них своих младших братишек и сестренок. Только пыль из-под колес-копыт летела!
И до сих пор в ней остались тот детский задор, озорство и бьющая фонтаном энергия, которую она расходует на любовь к детям – своим и чужим.
Татьяна ВЕРЕЩАГИНАСофья Кара-оол. Любовь? Любовь!
(Окончание. Начало в № 44 от 9 ноября, № 45 от 16 ноября)
– Певицы, которые для вас – идеал?
– Классические – Мария Каллас, Елена Образцова, Мария Биешу, Монтсеррат Кабалье. Блюз – Дженис Джоплин. Джаз – Элла Фицджеральд, Лариса Долина, Ирина Отиева.
– Любимые композиторы?
– Беллини, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков, Дворжак, Шуберт, Шопен, Бетховен, Бах.
Джерри Херман, его «Hello, Dolly!», получившую мировую известность после исполнения Луи Армстронгом, всегда на подъеме пою.
Джорджа Гершвина обожаю: колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс», «Рапсодия в блюзовых тонах».
Беседовала Надежда АНТУФЬЕВАСофья Кара-оол – Дулуш. Любовь? Любовь!
– Главная черта вашего характера, Софья Дакпай-ооловна?
– Главная? Наверное, то, что я все-таки иду к своей цели и не останавливаюсь. Долго, трудно, но иду.
– А какова ваша цель?
– Петь по-настоящему. Не под фонограмму, а с живыми оркестрами. И так, чтобы действительно ощущать: твой голос нужен людям, дает им силу.
Помните, в девяностых годах все ударились в фонограмму, эта фанера все заполонила. Исполнители не только под записанную мелодию пели, но часто и под запись собственного голоса: просто открывали на сцене рот, изображая пение.
Я тоже пыталась петь под фонограмму: а что делать, если нет полноценного оркестра? Но не смогла, потому что это – не мое. Никакой энергетики.
Беседовала Надежда АНТУФЬЕВАСОФЬЯ КАРА-ООЛ – ДУЛУШ. Любовь? Любовь!
«Любовь! Любовь!» – хабанера Кармен в исполнении Заслуженной артистки Республики Тыва Софьи Кара-оол – Дулуш заряжает энергией зал. И для певицы это не просто слова классической арии, это – стержень ее жизни.
Первая часть ее двойной фамилии – дань сцене, вторая – тому, кого она считает своим пожизненным гуру: мужу Игорю Дулушу. Четверть века их объединяет любовь друг к другу и общая любовь – к музыке.
Беседовала Надежда АНТУФЬЕВААлдар Тамдын. Полный игил!
(Окончание. Начало в №41 от 19 октября, №42 от 26 октября)
– Алдар Константинович, а когда вы решили открыть собственное производство?
– В 2008 году, в комнате в одноэтажном здании во дворе старого музея, вместе с мастером-изготовителем Маратом Дамдыном, одноклассником Раджем Ондаром и специалистом по дереву Эресом Самбуу приступил к работе над музыкальными инструментами. Учился у них и учил сам тонкостям изготовления инструментов, которыми к тому времени овладел.
Через год расширились: еще две комнаты, прорубили двери, чтобы помещения сообщались между собой. Посоветовался с супругой и решил расширять производство. Собрали необходимые документы и зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью под названием «Оваа».
Беседовала Саяна ОНДУРАлдар Тамдын. Полный игил!
(Продолжение. Начало в №41 от 19 октября)
– Алдар Константинович, неужели вы решили сбежать от всех проблем в Штаты?
– Не сбежать, а творчески поработать в одиночестве. Тем более, такой случай подвернулся: мой друг Скотт Миллер (Skotto Miller), владелец ранчо в Калифорнии, уезжал на длительное время и попросил присмотреть за своим ранчо.
Согласился и решил заодно там уединиться – для творческой работы. Купил с продюсером ансамбля «Чиргилчин» Александром Бапа станок, оборудовал мастерскую. Ничего не жалели: купили материал – красное дерево, местный дуб, орех, дерево зебра, шкуры козлиные из Пакистана.
Одиннадцать месяцев жил на ранчо и делал инструменты. Сначала, вроде бы, ничего. Но потом такая тоска взяла. Жил один в огромном шикарном доме с бассейном, с домашним кинотеатром, но в Туву тянуло, как никогда. Особенно трудно было, когда дули ветры, частые гости Калифорнии. Начинал тосковать, вспоминать жену, сыновей, друзей, родных.
Беседовала Саяна ОНДУРАлдар Тамдын. Полный игил!
Продолжая дело отца, он разгадывал секреты ушедших мастеров. Ломал, чтобы созидать, уходил, чтобы вернуться, ошибался, чтобы осознать. Четырнадцать лет Алдар Тамдын – Народный мастер Республики Тыва – создает национальные инструменты, добиваясь совершенства.
В звуках его игила плачет детеныш косули, трубят маралы, кричит кабарга и сигналят автомобили.
Творец плачущих и ликующих, нежных и грозных, незатейливых и завораживающих звуков уверен: инструмент только тогда оживет, когда мастер вложит в него свою душу.
Беседовала Саяна ОНДУРКонгар-оол Ондар. Обуздавший судьбу.
(Окончание. Начало в №36 от 14 сентября, №37 от 21 сентября)
– Конгар-оол Борисович, как в вашу жизнь вошел хоомей?
– Очень просто и органично – с раннего детства. На летней чабанской стоянке родственники ставили юрты недалеко друг от друга. Вместе смотрели за скотом, помогали друг другу, а иногда, вечерами, собирались в нашей юрте.
Этому предшествовали приготовления: готовили араку – молочную водку. И это были приготовления не к пьянке, а к празднику, которого я с нетерпением ждал: значит, будет концерт, интересные разговоры, хоомей до утра. Ноги не касались земли, когда бегал за водой и дровами для перегонного аппарата – шуурууна.
Пока арака потихонечку подходила, мой дедушка Докпак, Чолдак-Хуна – отец ставшего потом известным горловиком ансамбля «Саяны» Бориса Монгуша, дядя Чайгаар Дажы-Хоо, старики Коргурээш Монге-Байыр, Чолдак Сундуй подтрунивали друг над другом, соперничали в метком слове, состязались в частушках. Это все происходило в юрте, а я лежал под навесом и слушал до утра.
Беседовали Надежда АНТУФЬЕВА, Саяна ОНДУРКонгар-оол Ондар. Обуздавший судьбу
(Продолжение. Начало №36 от 14 сентября)
За прокурорского сынка
– Что это за нехорошее дело, Конгар-оол Борисович, которое прервало белую полосу вашей жизни?
– Драка, случившаяся 1 января 1985 года, и превратившая меня из студента филологического факультета педагогического института в зека.
Дело было так. Борис Дембирел, Валерий Шивит-оол и я жили в комнате 523 институтского общежития по улице Интернациональной. В мужских комнатах общежития обычно такой бардак, а в нашей – идеальный порядок. Даже половичок на пол постелил и всех заставлял обувь снимать и только в носках по комнате ходить.
Парни, заходя в гости, удивлялись: чистота, как будто здесь девчонки живут. А декан Марина Монгушевна Гаврилова хвалила: у Конгар-оола – лучшая комната, образцово-показательная
Беседовали Надежда АНТУФЬЕВА, Саяна ОНДУРКонгар-оол Ондар. Обуздавший судьбу
Судьба, как норовистый необъезженный скакун, не раз пыталась сбросить его на землю, но всадник не отпускал поводья и обуздал скакуна.
Сегодня он гордится своими званиями: Заслуженный артист Российской Федерации, Народный хоомейжи и Заслуженный работник образования Республики Тыва. Его знают мировые кумиры рок-музыки, тувинские зеки, президенты России и американские ранчеры.
Но, несмотря на кажущуюся открытость, Конгар-оол Ондар – человек-загадка. За широкой улыбкой артиста не разглядеть трудной судьбы: тяжелого детства, груза лет, проведенных за колючей проволокой, и тайны рождения, которая до сих пор мучает его.
В год своего пятидесятилетия – на рубеже осмысления прожитого – мастер хоомея откровенно, без прикрас, решил рассказать в интервью газете «Центр Азии», как он отчаивался и верил, падал и поднимался.
И как удержаться в седле ему помог хоомей – тувинское горловое пение, которому Конгар-оол Ондар посвятил свою жизнь.
Беседовали Надежда АНТУФЬЕВА, Саяна ОНДУРАйлана Иргит. От юрты – к объединённым нациям
(Окончание. Начало в №32 от 17 августа)
– Айлана Алексеевна, требования к сотрудникам Организации Объединенных Наций предъявляются серьезные?
– Конечно. Сотрудники ООН должны соответствовать высоким этическим принципам, уважать коллег, быть способными к командной работе, уметь работать в разных местах, ведь офисы ООН расположены не только в Женеве и Нью-Йорке, но и в других городах мира.
Сотрудникам предлагаются разные курсы и тренинги, многие – в обязательном порядке. Тематика: культурное разнообразие в рабочей обстановке, вопросы этики, иностранные языки, есть даже специальные занятия по навыкам интервьюирования. Есть специальные курсы для глав отделов, управляющих департаментами. Учишься на курсах на протяжении всей карьеры, получается непрерывное образование.
Беседовала Виктория ПЭЭМОТАйлана Иргит. От юрты – к объединённым нациям
Айлана Иргит – человек мира. Родилась в Кызыле, выросла в приграничном Овюрском районе, училась в России, США и Франции.
Живет на две страны – Швейцарию и Испанию, пишет кандидатскую во французском Дижоне.
Работает в Организации Объединенных Наций в Женеве.
Владеет английским, французским, испанским языками и гордится тем, что говорит на родном тувинском.
Виктория ПЭЭМОТ peemotv@journalist.com
Свой в доску
Если дать человеку продолговатую доску с колесами, что он с ней сделает? Даже если вы знаете, что это – скейтборд, и на нем можно ездить, не факт, что у вас получится, когда никто не может показать и научить.
В 2003 году у Темира Салчака и его друзей учителя не было. Зато у них было два скейта на пятерых. Они сами разучивали трюки по шпаргалке и пробовали выполнить их на раскаленном асфальте Кызыла.
За девять лет мальчишеское увлечение Темира превратилось в образ жизни, а сам он из ученика – в учителя.
Беседовал Сергей МАКАРОВ 99franks@mail.ruДругое небо: от Волги до Енисея
(Продолжение. Начало в №26 от 6 июля, №27 от 13 июля)
Полтора года назад – 4 декабря 2010 года – мы навсегда уехали из Тувы. Вернулись на Волгу. Как это и бывает, со временем все то, что стало нам близким и дорогим, обрело более яркие черты, а неурядицы и текущие проблемы растворились в сиюминутных переживаниях прошлых лет.
Главное, что внутренне мы стали гораздо богаче, появилось более осязаемое ощущение огромности нашей страны, более отчетливое видение проблем и тот огромный опыт работы на новом месте, который дала нам Тува.
За четыре года мы изъездили всю Сибирь – Хакасия и Бурятия, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Томск, Омск, Алтай и Кемерово, дважды побывали на Байкале – наших впечатлений хватило бы на добрый десяток человек. Постоянно вспоминались слова Михаила Ломоносова о том, что Россия будет прирастать Сибирью. Красота, размах, огромный потенциал во всем.
Елена СВЕТЛИЧНАЯ