Наталья Белышева, учитель русского языка и литературы лицея №15 Кызыла: «Нам не нужны заменители из английского».
– Ошибка, которая особенно раздражает вас в устной и письменной речи, Наталья Николаевна?
– Сегодня молодежь использует много англоязычных слов, например: hi, ok, respect. Хотя можно же сказать: привет, хорошо, уважение.
Зачем нам нужны заменители из английского языка, если у нас есть прекрасные слова великого и могучего, на котором говорили Пушкин, Достоевский, Толстой. Ученики знают, как писать английские слова: iPhone, iPad, Samsung, а как выглядят на письме и что означают слова конопляник, исподтишка, асессор, увы, зачастую нет.
У современных детей нет чистоты русского языка, в итоге мало кто знает «на отлично» этот школьный предмет.
Очень раздражают орфоэпические ошибки, когда неправильно произносят слова, например – звО́нишь, красивЕ́е, вместо правильного – звонИ́шь, красИ́вее. В этих случаях неправильную постановку ударений еще могу понять, но, когда говорят: хозяевА́ – это, конечно, ужас. Правильно только так – хозЯ́ева.
Часто ошибаются в согласовании прилагательных и существительных – солнце яркий, счастье прекрасный; хотя верно – солнце яркое, счастье прекрасное. Также неправильно строят причастные и деепричастные обороты, например: «В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами», «Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор». Правильно: «В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами», «Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор».
– Ошибка, которую вы сами постоянно делаете и пытаетесь исправить.
– Это ошибка, связанная с глаголом «класть». Могу сказать: «Ложи тетрадь на стол», хотя точно знаю, что правильно: «Клади тетрадь на стол». Стараюсь допускать эту ошибку как можно меньше.
– Ваше любимое правило русского языка?
– Правописание «н» и «нн» в суффиксах страдательных причастий, отыменных и отглагольных прилагательных. Например: «кошеная трава». Здесь пишется одна буквой «н», потому что слово образовано от глагола несовершенного вида. Что делать? Косить. Кошеная – это страдательное причастие.
А вот «скошенная трава» или «не кошенная мной трава» употребляется на письме уже с двумя «н», так как мы добавляем приставку «с», или слово употребляется с зависимым словом – скошенная кем-то или чем-то. А если же краткая форма – трава кошена, то пишем опять же одну букву«н».
– Ккакого писателя вы считаете эталоном русской словесности?
– Для меня эталонами русской словесности являются Иван Сергеевич Тургенев, Константин Георгиевич Паустовский и Александр Александрович Бестужев-Марлинский. Эти писатели через слово показывают свою огромную любовь к Родине, учат человека видеть мир не глазами, а сердцем. Мастера слова подбирают невероятно красивые эпитеты, сравнения, метафоры. Когда читаешь их произведения, действительно, понимаешь, что природа, которая окружает тебя, прекрасна.
Очень отточенный и красивый язык у Александра Грина. Первое его произведение прочитала еще в пятом классе – «Алые паруса». Прочитав, поняла: необходимо совершенствовать свой русский язык.
– По какому произведению вам было бы интересно написать диктант?
– В качестве диктанта для моих учеников мне всегда нравилось брать тексты из произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. Сложные синтаксические конструкции, удивительные обороты, тонкий психологизм, великолепное построение предложений, красота языка – все это Лермонтов. Если напишешь диктант именно по Михаилу Юрьевичу, то по-настоящему проверишь свою грамотность.
– Ваш главный учитель русского языка?
– Я выпускница школы №15 города Кызыла. И поэтому после окончания Кызылского государственного педагогического института вернулась в стены родного учреждения. Когда начала работать, опыта, конечно, не хватало. Выручала Зинаида Васильевна Дехтяр – педагог с большой буквы. Она и сейчас для меня остается эталоном и образцом учителя русского языка и литературы.
А в методике преподавания для меня примером всегда была Ирина Михайловна Решетникова. Очень благодарна всей кафедре филологии нашего лицея за поддержку. Они многому меня научили и до сих пор продолжают учить.
– Какие орфографические и стилистические оплошности вы замечали в тувинских газетах, журналах, телевизионных и радиопрограммах?
– В газетах самые распространенные ошибки – пунктуационные. Зачастую не ставят запятую там, где она должна быть, например, на стыке двух союзов – «что» и «если».
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы «что» и «если», то запятая между союзами ставится, например: «Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться». Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – «то» или «так», например: «Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться».
– Монофон – это рассказ, все слова в котором начинаются на одну букву. Составьте по этому принципу хотя бы одно предложение. Ваша буква – «В».
– Весною вдохновленные виолончелисты вальсируют вальс.
– Очень красивая картина предстает перед глазами, Наталья Николаевна. А как пишется и что означает слово «дрезина?»
– Как писать это слово, конечно, понятно. А вот что оно означает, нужно подумать. Мне кажется, с точки зрения этимологии, слово «дрезина» схоже со словом «трясина». Видимо, это устаревшее диалектное слово, употребляемое в какой-то определенной области России. Значение связано с бездорожьем.
– Очень интересные рассуждения, Наталья Николаевна. Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией Кузнецова, дрезина – это механическая железнодорожная тележка для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния, передвигаемая по рельсам вручную или с помощью двигателя. Слово пришло из французского языка.
Теперь ваша очередь: называйте слово, а я попытаюсь правильно написать его и объяснить, что оно значит.
Таталья Николаевна вместо одного слова подобрала мне очень интересный тест. Педагог использовала его при проведении «Народного диктанта» для родителей учеников своего класса. Правила просты: нужно выбрать из трех предложенных вариантов в скобках – верный.
На (досчатой, дощатой, досщатой) (террасе, терассе, террассе) близ (конопляника, коноплянника, коннопляника) (веснущатая, веснушчатая, веснусчатая) (Агриппина, Агрипина, Агриппинна) (изподтишка, исподтишка, из-под тишка) (почевала, подчевала, потчевала) (венегретом, венигретом, винегретом) и прочими (явствами, яствами, ясствами) (коллежского, колежского, колледжского) (ассесора, асессора, ассессора) (Викентия, Векентия, Виккентия) (Аполлоновича, Апполоновича, Аполонновича) под (акомпанемент, аккомпонемент, аккомпанемент) (виолончели, виолончели, виоланчели).
Если все правильно, должно получиться следующее предложение: «На дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина исподтишка потчевала винегретом и прочими яствами коллежского асессора Викентия Аполлоновича под аккомпанемент виолончели».
Если вы набрали от 10 до 12 баллов – результат низкий. Результат в 13 или 14 баллов – средний. А если вы написали без ошибок и набрали все 15 баллов – у вас высокий уровень знания русского языка.
Мне же тест дался нелегко – сделал ряд ошибок и показал средний результат.
Вывод: нужно больше читать классиков русской литературы.
Автор проекта, который будет продолжаться весь 2014 год – Надежда Антуфьева.
Следующая встреча в газете «Центр Азии» – с преподавателем стиховедения Центра дополнительного образования, поэтом, лауреатом Всероссийского конкурса «Детская пьеса» Лидией Косаревой.
Фото: Наталья Николаевны Белышева, победитель конкурса «Всероссийский мастер-класс учителей родного, включая русский, языков-2014», в родном лицее №15 с любимой буквой «Н», так как именно с этой буквы начинаются ее имя и отчество. Кызыл, 21 мая 2014 года. Фото Константина Куцевалова.
О русском языке беседовал Константин КУЦЕВАЛОВ, kos-85@list.ru