Москва. Донское кладбище. Длинная стена, аккуратныеквадратикиплит с именами и датами. В центре – в третьем ряду сверху – плита с надписью: «Анатолий Васильевич Шатин. 1904 – 1972». Здесь покоится прах автора «Звенящей нежности» – танца-души Тувы, ставшего хореографической визитной карточкой тувинского искусства. |
На скамеечке возле стены– седая женщина с прямой спиной. Спустя шестьдесят лет к своему первому учителю пришла первая солистка «Звенящей нежности» Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.
У стены хлопочут с цветами дочери балетмейстера –Евгения Анатольевна Венгеровская-Шатина иЕлена Анатольевна Шатина. Солнечно. Тихо. И вдруг, переливами, высоко и светло –звон колоколов Донского монастыря.
12 июля 2004 года. Сто лет со дня рождения балетмейстера Анатолия Шатина.Звонят колокола. Звенит в душе «Звенящая нежность» – светлая музыка светлого тувинского национального танца, созданного потомственным москвичом, ставшимосновоположником тувинской хореографии.
А потом мы беседуем за столом, накрытым дочерьми в честь Дня рождения отца. Анатолий Адольфович, супруг Елены Анатольевны, особенно постарался в честь тувинских гостей, среди которых главный и самый почётный – любимая тувинскаяученица Шатина Наталья Ажикмаа. Разрабатывая меню с тувинским колоритом,специально искал по Москвесамую лучшую баранину. Хоть по-тувински баранина, конечно,не получилась – не найдешь в Москве такого мяса, как в Туве, но было очень вкусно. С душой приготовлено.
Евгения и Елена Шатины вспоминают свою недавнюю майскую поездку в Туву – на вечер-концерт, посвящённый столетию их отца. Для младшей – Елены – это была первая встреча с республикой, для хореографии которой так много сделал её отец. А для старшей – Евгении – уже вторая. Первая была в годы Великой Отечественной войны.
Надежда АНТУФЬЕВА